Добро пожаловать!
при
постановке "Притворной неверности" (ЛССГ, т. III, с. 133). К концу 1824 г.
относится его донос московскому генерал-губернатору о том, что "Горе от ума"
есть "пасквиль на Москву" (РА, 1874, кн. I, Ќ 6, стлб. 1562).
3 Работу над водевилем Грибоедов мог начать только после возвращения в
Москву из тульской деревни Бегичева, в конце сентября 1823 г. К концу же
года пьеса была закончена, так как 7 января 1824 г. Вяземский в письме А. И.
Тургеневу в Петербург просил повстречаться с дочерью Ланского (министра
внутренних дел) и сказать ей, что "я жду водевиль из театральной цензуры;
что если найдется кое-что непозволительного, то пускай вымарают, а не
задерживают и присылают то, что может быть сказано и петь, не оскорбляя
бога, царя и ослиных ушей и того, и другого, и третьего, и четвертого, и
пятого" (ОА, т. III, с. 2). Цензурное разрешение было получено 10 января, и
первая постановка на московской сцене состоялась 24 января - в бенефис
Львовой-Синецкой, исполнявшей роль Юлии.
4 Грибоедову принадлежат и некоторые другие куплеты водевиля (ГТБТ, с.
193-201).
5 В "Дамском журнале" были опубликованы лишь куплеты Вяземского
"Молодость, как струйка...", "Пускай сердечным суеверам..." (1824, Ќ 3, с.
109-111) и "Бар и барынь все бранят..." (Ќ 5, с. 201). Кроме того, в 1824 г.
в печати появились куплет Грибоедова "Любит обновы мальчик Эрот..." (BE, Ќ
5, с. 76) и в приложении к альманаху "Мнемозина" (ч. 1) - ноты куплетов
Вяземского "Когда в нас сердце признает..." и "Любил бы, может быть, и
я...".
6 А. И. Писарев встретил водевиль "Кто брат, кто сестра...", а затем
"Горе от ума" мелочно-придирчивыми статьями в "Вестнике Европы". В 1824 г.
Грибоедов и Вяземский, с одной стороны, и Писарев и М. А. Дмитриев, с
другой, - обменялись несколькими эпиграммами (см.: "Эпиграмма и сатира", т.
I., M.-Л., 1931). По Свидетельству Лонгинова, "во время полемики Дмитриева,
Писарева и пр. против Вяземского, Грибоедова... эпиграммы перепосил из
лагеря в лагерь известный Шатилов (Репетилов), зять музыканта Алябьева. Он,
например, приходил в ложу Кокошкина, где сидели Писарев и Дмитриев, получал
эпиграмму и нес в кресла Вяземскому и Грибоедову, потом шел опять в ложу и
говорил: "Завтра будет ответ" (там же, с. 185).
7 Имеется в виду критический отзыв Загоскина на комедию "Молодые
супруги" в "Северном наблюдателе" (1817, Ќ 15, с. 54) и написанный в ответ
стихотворный памфлет Грибоедова "Лубочный театр". О характере
взаимоотношений Грибоедова и Загоскина в 1824 г. можно судить по следующему
анекдоту, рассказанному М. А. Дмитриевым: "У меня обедало несколько
приятелей... В это время в Москве был Грибоедов, которого я знал и иногда с
ним встречался в обществе, но не был с ним знаком. Перед обедом Загоскин
отвел меня в сторону и говорит мне: "Послушай, друг Мишель! Я знаю, что ты
говоришь всегда правду.
|