Добро пожаловать!
Нет, не случайно педанту и рационалисту Муравьеву Грибоедов
представлялся странным человеком. Ум Грибоедова был тоже по-своему очень
практичным - но и крылатым, обгоняющим время, поистине свободным. И эта
свобода определяла грибоедовский стиль повседневного поведения, чуждающегося
строгих этикетных норм, манеру его речи, вдохновенной и захватывающей, его
несветскую откровенность, его просветительское вольнодумство. Конечно,
особенно с годами, Грибоедов умел "властвовать собою". Но прав ли Вяземский,
писавший на склоне лет о Грибоедове: "Вообще, не был он вовсе, как полагают
многие, человеком увлечения: он был более человеком обдумывания и расчета"?
Вспомним, что сам мемуарист, рекомендуя драматурга А. И. Тургеневу, писал в
1824 году: "Познакомься с Грибоедовым: он с большими дарованиями и пылом", -
а в 1828-м, - наблюдая за Грибоедовым и Пушкиным, с удовольствием отмечал:
"В Грибоедове есть что-то дикое... в самолюбии: оно, при малейшем
раздражении, становится на дыбы, но он умен, пламенен, с ним всегда весело.
Пушкин тоже полудикий в самолюбии своем, и в разговорах, в спорах были у
него сшибки задорные".
"Человек обдумывания и расчета" - и "с пылом", "пламенен". Очевидно,
так оно и было: и то, и другое. Раскованность поведения Грибоедова - при его
уме - вовсе не была плодом простодушия. "Главными отличительными его
свойствами были, сколько я мог заметить, - писал Кс. Полевой, - большая сила
воли и независимость в суждениях и образе жизни... он не находил ничего
невозможного для ума и воли..."
Грибоедов был дипломатом и экономистом, историком и лингвистом,
музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал поэзию
("Поэзия!!! Люблю ее без памяти, страстно"); она воспринималась им как
средство преобразования жизни - поэзия, находящая отклик в сердцах людей,
воспламеняющая и (вдохновляющая их- Такая поэзия требовала от поэта глубоких
и разнообразных знаний. "Талант, - по определению Грибоедова, - есть
способность души принимать впечатления и живо изображать оные; предмет -
природа, а посредник между талантом и предметом - наука". Такая поэзия
должна быть мужественной и действенной.
Вот эту сущность грибоедовских высших требований к себе и следует иметь
в виду, оценивая его личность, внешнюю неожиданность некоторых его
поступков, приступы отчаяния (всегда преодолеваемого, однако), - то
противоборство "пылких страстей" и "могучих обстоятельств", которое наложило
печать на всю судьбу Грибоедова.
4
Советские исследователи многое сделали для прояснения и личности, и
судьбы Грибоедова, обнаружив несостоятельность ряда принципиальных суждений
о нем, бытовавших в "веке минувшем" на правах самоочевидных будто бы истин.
Важнейшие открытия их определены утверждением неслучайности, закономерности
появления высшего достижения грибоедовского творчества - комедии "Горе от
ума", органически связанной с национальной литературной традицией, с
литературно-общественным движением первой четверти XIX века.
|