Добро пожаловать!
Ф.), А. С. Грибоедов старался узнать, кто их сочинитель. Это дало
повод к ближайшему знакомству, а потом и к дружбе между обоими, никогда не
изменившейся независимо от их родства; впрочем, довольно дальнего" [РА,
1864, стлб. 808, примеч.). Встречались Грибоедов с Одоевским в 1828 г. в
Петербурге. В сентябре 1826 г. Одоевский писал из Петербурга в Москву С. А.
Соболевскому: "Уведомь меня, что и где Грибоедов - останется ли он в Москве
и поедет ли в Грузию или нет, как и когда к нему писать; обо всем уведомь
обстоятельно, скажи ему, что Ж<андра?> я только и видел один раз в день
приезда, что он уехал в деревню и я не имел случая с ним более свидеться.
Скажи еще Грибоедову, что теперь не могу ничего писать к нему, но есть много
писчего - оставлено до удобнейшего случая, поцелуй его от меня и от души -
слышишь ли, сколько в тебе достанет; надобно же, чтобы судьба насмехалась
так надо мною - он выехал из Петербурга на другой день моего приезда.
Расскажи ему о моей женитьбе, опиши ему женщину, которая одна осмелилась
понимать меня, принять во мне участие, женщину со светлою головою, с горячим
сердцем, - одним словом, расскажи ему все, что знаешь, вырази ему то, чего я
сам словами не могу выразить. Грибоедов поймет этот немой язык - скажи ему,
что я скоро ему все сам опишу" (А. К. Виноградов. Мериме в письмах к
Соболевскому. М., 1928, с. 205). Сохранилось три записки Грибоедова к
Одоевскому (в Москве, 1823) и одно письмо (1825, из Киева). На одной из
записок В. Ф. Одоевский пометил: "Грибоедов был большой знаток нашей старины
и едва ли не один из тогдашних литераторов (в собственном смысле этого
слова) прилежно занимался русскими древностями. Летопись Нестора была его
настольного книгою. Этим постоянным чтением Грибоедов приобрел
необыкновенную в то время чистоту языка и те смелые русские идиотизмы (т. е.
идиомы), которыми отличается слог его"; на другой: "Сам Грибоедов был
отличный фортепьянист, - но сверх того, они с кн. В. Ф. Одоевским занимались
и теориею музыки для науки, что в то время было большою редкостию; над ними
общие приятели тогда посмеивались: даже в этом кружке было присловье: "Уж
как Грибоедов с Одоевским заговорят о музыке, то пиши пропало; ничего не
поймешь". Грибоедов был ученик, если не ошибаемся, знаменитого
петербургского гармониста Иоганна Миллера" (ПССГ, т. III, с. 320). В
альманахе "Мнемозина", издаваемом Одоевским вместе с Кюхельбекером (о нем
см. на с. 400-403 наст. изд.), было напечатано стихотворение Грибоедова
"Давид" (перевод 151-го псалма), а также статья В. Ф. Одоевского о "Горе от
ума".
5 Верстовский Алексей Николаевич (1789-1862) - композитор, автор музыки
оперы-водевиля Грибоедова и Вяземского "Кто брат, кто сестра, или Обман за
обманом" (1823). В Красноярском архиве сохранились четыре листа мемуаров
Верстовского, которые, в частности, содержат сведения о тесных творческих
связях композитора с Грибоедовым: "Что-то писано в "Вестнике Европы", 1824,
Ќ 2, обо мне, вероятно, о кантате "Черная шаль", за которую возгорелась
сильнейшая война у Каченовского с журналистами за то, как смел я назвать
музыку "Черной шали" кантатою? Это я сделал по совету Грибоедова, который
уговорил меня отдать ее на сцену и поставить в картинном положении.
|