Добро пожаловать!
О комических положениях, столкновениях,
нечаянностях (естественно, а не натянуто и не произвольно вытекающих из
самой сущности драматической басни) нет тут и помина {14}. Один Чацкий, и
то, разумеется, против умысла и желания автора, оказывается лицом комическим
и смешным. Так, например, в сцене, когда он, после долгой проповеди,
оглядывается и видит, что все слушатели его один за другим ушли; или когда
Софья Павловна под носом его запирает дверь комнаты своей на ключ, чтобы от
него отделаться. Эта исповедь моя, по поводу "Горя от ума", покажется многим
дикою и страшною ересью. Но я ни в чем не терплю преувеличения. Один из
первых приветствовал я "Горе от ума" с живым сочувствием. Не только у нас,
на сценическом безлюдии, но и на другой, гуще населенной сцене, например
французской, комедия Грибоедова была бы блестящим явлением. У нас, после
"Недоросля" и до "Ревизора", была она не только блестящей, но прямо из жизни
выхваченной картиной; картина, может быть, слишком раскрашена, немного
натянута; в ней, может быть, выдается более сам живописец, нежели
изображенные им лица; но все же, повторяю, картина замечательная по бойкости
кисти, по краскам и живости своей. Кажется, довольно и сказанного для
беспристрастной оценки этого творения. Вероятно, и сам автор, несмотря на
самолюбие свое и чадолюбие, которое присуще каждому автору, не пошел бы
многим далее меня в определении достоинства комедии своей. Он был очень
умен, образован, хорошо знал иностранные литературы, следовательно, не мог
запрашивать у общественного мнения цену, слишком не подходящую к делу. Но
наши присяжные ценители и судьи не связаны ни этими и никакими другими
условиями. Они рубят сплеча того, кто им не по вкусу и не по нраву; зато уже
любимцев своих торжественно и празднично закачивают, на усердных руках своих
до беспамятства и тошноты. Признаюсь, мне оскомину набили эти стереотипные
прилагательные: бессмертная, гениальная, которые, по заведенному единожды
порядку, привешивают к комедии "Горе от ума". Хотелось бы спросить этих
господ: из каких доходов раздают они эти дипломы на бессмертие и
гениальность? Какие личные права имеют они на подобные производства? Вообще
критика наша необстоятельна: ей следовало бы воздерживать себя от
неблагоразумной расточительности. Но широкой русской натуре тесно в условиях
и законных пределах. Она перескакивает их. Ей, например, Мольер не более
известен, чем китайцам; но она не усомнится принести его и многих других в
жертву Грибоедову. И так далее, везде и во всем. У нас встречаются писатели
с дарованием, но писателей образованных очень мало. Оттого и критика наша
или поверхностна, или сбивчива, когда ей захочется поумствовать и
полиберальничать. Общественное мнение, по крайней мере в большинстве,
подчиняясь этой критике, с каждым днем все более и более заблуждается и
падает.
|