Добро пожаловать!
Ну так скажи мне: дурак я или умен?" Я очень
удивился, но натурально отвечал, что умен! "Ну, душенька, как ты меня
обрадовал! - отвечал восхищенный Загоскин и бросился обнимать меня. - Я тебе
верю и теперь спокоен! Вообрази же: Грибоедов уверяет, что я дурак..."
Играли в театре его комедию; кажется, "Домашний театр". Я сидел в первом
ряду кресел, рядом с автором, а Грибоедов был в ложе директора Кокошкина. Я
видел, что Загоскин входил в его ложу. Вдруг он бежит ко мне, пробирается
между креслами и кричит мне: "Вообрази, Мишель! Ведь Грибоедов признался,
что я умен! Сейчас говорит мне: "Вы знаете, Михаил Николаевич, что я вас
почитал дураком, но теперь, увидевши эту комедию, признаюсь, что вы умны!"
Ведь Грибоедов-то кричал!.." - "Да, Грибоедов, - сказал я, - кричал об тебе,
а ты о самом себе!" Понял Михаил Николаевич и замолчал" (см.: М. А.
Дмитриев. Главы из воспоминаний моей жизни. - ГБЛ, ф. 178, картон 8184, ед.
хр. 1, лл. 159, 174).
8 Неточно процитированные строки из водевиля Писарева "Учитель и
ученик, или В чужом пиру похмелье", впервые поставленного на сцене 24 апреля
1824 г.
9 См.: ПССГ, т. III, с. 151-152.
10 В годы знакомства с Грибоедовым Вяземский иначе оценивал его
характер. В письмах А. И. Тургеневу он писал: "Здесь Грибоедов-Персидский.
Молодой человек с большой живостью, памятью и, кажется, дарованием. Я с ним
провел еще только один вечер" (30 апреля 1823 г.; "Архив братьев
Тургеневых", вып. 6, с. 16); "Познакомься с Грибоедовым: он с большими
дарованиями и пылом" (ОА, т. III. с. 56).
11 В Москве водевиль был поставлен четырежды (24, 29 января и 5, 16
февраля 1824 г.), в Петербурге - трижды (1, 7 и 11 сентября того же года).
12 В уточнениях к статье В. Н. Родиславского, напечатанных в
октябрьском номере журнала "Русский вестник" за 1873 г., эпиграмма эта
приписывалась Пушкину, в собрания сочинений которого она поныне и
включается. Однако в последнее время вновь высказано мнение о принадлежности
этой эпиграммы Грибоедову (см.: Ю. П. Фесенко. Эпиграмма на Карамзина. - В
кн.: "Пушкин. Материалы и исследования", т. VIII, с. 293-295).
13 См. С. 30 наст. изд.
14 Трактовка пьесы Грибоедова как сатиры, в которой якобы нарушены
художественные законы драматического произведения, была развита в статье В.
Г. Белинского "Горе от ума"... сочинение Л. С. Грибоедова", написанной в
1839 г. в период так называемого его "примирения с действительностью". При
этом критик в какой-то мере отталкивался от оценки "Горя от ума", изложенной
в письмах Пушкина к Вяземскому (28 января 1825 г.) и А. Бестужеву (конец
января 1825 г.) и широкоизвестной в литературных кругах (см.: Пушкин. Поля.
собр. соч., т. XIII, с. 137-139). А. И. Тургенев писал Вяземскому 8 мая 1825
г.: "Вчера слушал у княгини А. И. Голицыной (Измайловой) комедию Грибоедова.
Всем вам досталось.
|